Школьный урок
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность школьников. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:
— установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
— организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока — активная познавательная деятельность детей);
— использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
В школе реализуется проект «Читающая школа», направленный на развитие функциональной, читательской грамотности обучающихся через все предметы, т.о. это метапредметный проект, имеющий высокий воспитательный потенциал. Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности, которая, в свою очередь является фундаментальной основой, способствующей активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни. Целью проекта стало повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности. Проект позволяет:
— организовать эффективное сотрудничество с социальными партнёрами по проблеме смыслового чтения;
— разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганды семейного чтения;
— привлечь родителей к мероприятиям по реализации школьного проекта;
— создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению .
Основные направления реализации проекта
— чтение через все предметы;
— пространство свободного чтения;
— чтение как способ самореализации;
— традиции современного семейного чтения;
— время читать.
Предполагаемые результаты проекта:- положительная динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся;- положительная динамика результатов сдачи ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и предметам естественно-научного направления;- личностное развитие обучающихся;- у всех обучающихся разработан индивидуальный дневник чтения;- доля обучающихся, охваченных программой формирования читательской грамотности — 100%;- увеличение доли активных читателей в сети библиотек;- отсутствие фактов асоциального поведения подростков.
Мероприятия по достижению поставленной цели
— ежедневные десятиминутки жужжащего чтения;
— организация продуктивного пространства библиотеки;
— проведение конкурсов чтецов;
— проведение читательских акций, дней книги;
— смысловое чтение через все предметы;
— совместные мероприятия с учреждениями культуры, библиотеками;
— организация круглых столов «Семейное чтение»;
— проведение конкурса «Самая читающая семья»;
— ведение дневников чтения;
— введения курсов внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности, по формированию функциональной грамотности.