Профориентация
Образование для современного школьника – это не только овладение базовыми предметными знаниями, но и возможность его дальнейшего самоопределения, становление личностных характеристик выпускника — человека, «осознающего свою сопричастность судьбе Отечества, креативного и критически мыслящего, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, формирования у детей потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Школа является основным звеном в цепи профориентации, поскольку на её долю выпадает функция помощи обучающимся в навигации во взрослой жизни, их социализации и самоопределении. Таким образом, возникла необходимость курса внеурочной деятельности, который позволил бы реализовать направления Стратегии развития воспитания и ФГОС в области профессиональной самоидентификации школьников.
Целью профориентационной работы является создание системы действенной профориентационной работы со школьниками, направленной на профессиональное самоопределение выпускников в соответствии с интересами, способностями и индивидуальными особенностями. Достижению этой цели служат следующие задачи:
— расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние и высшие учебные заведения, способы поиска работы и трудоустройства);
— сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами, способностями, прогнозируемым спросом на рынке труда.
На групповых и индивидуальных занятиях возможно использование разнообразных видов деятельности: сюжетно-ролевые игры профориентационной направленности в 1-2 классах, защита мини-проектов в 3-4 классах («Все работы хороши», «Кем работает моя мама/мой папа» и др.), экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий (5-8 классы) , изучение ситуации рынка профессий по вакансиям, Атласу профессий, решение кейсов, составление резюме, экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий, посещение Дней открытых дверей профессиональных учебных заведений и т.д. (9-11 классы).
Профориентационная работа реализуется через ведение курсов внеурочной деятельности по профориентации, профориентационных мероприятий, участии обучающихся в Днях открытых дверей сузов и вузов, через экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, участие в конкурсах проф.проб, WSJ, «Будущий учитель – учитель будущего», в профильных сменах, сменах в ДОЛ и др.