Классное руководство
Основная задача классного руководителя — создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.
Направления деятельности классного руководителя:
- Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса.
Формы и виды деятельности:
— наблюдение;
— изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями–предметниками, медицинским работником;
использование опросников, которые дают возможность изучить мотивацию действий детей, интересов конкретной группы обучающихся или класса в целом, уровень тревожности школьников.
проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед.
- Организация совместных дел с целью личностного развития ребёнка.
Формы и виды деятельности:
— игра «Аукцион» на этапе коллективного планирования;
— совместное подведение итогов и планирования каждого месяца (четверти, полугодия, года) по разным направлениям деятельности;
— формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодный поход «Есть в осени первоначальной…», концерты для мам, бабушек, пап и т.п.;
— установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела);
сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел;
— создание ситуации выбора и успеха.
- Формирование и развитие коллектива класса
Формы и виды деятельности:
— изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся;
— составление карты интересов и увлечений обучающихся;
— проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классного часа и др.
- Индивидуальная работа с учащимися класса.
Формы и виды деятельности:
— заполнение с учащимися «Портфолио», т.е. «портфолио» как «источник успеха» учащихся класса;
— работа классного руководителя с обучающимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта;
— предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;
— вовлечение школьников в социально значимую деятельность.
- Работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль успеваемости школьников.
Работа с учителями, преподающими в классе.
Формы и виды работы:
— посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение дневника наблюдений, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, работа с социальным педагогом.
— Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
— Работа направлена на контроль режима дня школьников.
Формы и виды работы:
— вовлечение детей в кружковую работу,
— наделение общественными поручениями в классе делегирование отдельных поручений, — ежедневный контроль,
— беседы с родителями.
- Работа с родителями обучающихся
Работа направлена на сотрудничество с целью консолидации работы по воспитанию и всестороннему развитию обучающихся.
Формы и виды работы: индивидуальные и групповые консультации по развитию и воспитанию обучающихся, проведение родительских собраний, бесед, круглых столов; работа родительского комитета.