Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации впервые введено в 2014/2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации в целях выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать, доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Нормативной базой проведения итогового сочинения (изложения) являются:
— приказ Министерства просвещения Российской Федерации
и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 7 ноября 2018 года № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
— Методические материалы Рособрнадзора по проведению итогового сочинения (изложения) 2019/2020 учебном году;
— приказ Министерства образования Омской области от 20 октября
2017 года № 76 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)».
Итоговое сочинение пишут все выпускники, освоившие программы среднего общего образования; по желанию итоговое сочинение могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Итоговое изложение как допуск к государственной итоговой аттестации могут писать выпускники при условии, если они относятся к следующей категории лиц:
— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Оценивается сочинение (изложение) по критериям, установленным для обучающихся: система оценки «зачет»/«незачет».
Даты написания сочинения: первая среда декабря, первая среда февраля и первая рабочая среда мая. В 2019 году основной день написания сочинения (изложения) –4 декабря 2019 года; повторные даты:
5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.
Повторные даты определены для тех обучающихся, которые по уважительной причине не могут написать сочинение (изложение) в основной срок, и для тех, кто получил «незачет». Причем получившие «незачет» могут пересдать дважды (после неудачного написания в феврале можно написать сочинение и в мае).
До 20 ноября 2019 года (за две недели до основной даты сочинения (изложения) включительно) необходимо подать заявление вместе с согласием на обработку персональных данных.
Сочинение (изложение) участник пишет в школе, где обучается по программам среднего общего образования. Директор школы в день проведения сочинения распределяет обучающихся в произвольном порядке по кабинетам. Участники рассаживаются за столы также в произвольном порядке по одному человеку за рабочий стол.
Во время написания сочинения в кабинете присутствуют не менее двух педагогов, членов школьной комиссии, назначенных директором школы. Учителя, привлекаемые к работе в комиссии по проведению сочинения, не являются учителями 11 классов 2019/2020 учебного года.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников, помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
— ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
— документ, удостоверяющий личность;
— лекарства и питание (при необходимости);
— орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
— инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
— черновики;
— специальные технические средства (для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Продолжительность выполнения работы – 3 часа 55 минут (235 минут), для обучающихся с ОВЗ увеличивается по их желанию
на 1,5 часа. Инструктажво время написания работы не засчитывается.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 час. по местному времени. Если кто-то из обучающихся опоздал, он будет допущен к написанию сочинения, но без дополнительных инструктажей и без увеличения времени написания.
Темы итогового сочинения (изложения) публикуются на открытых официальных ресурсахза 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени:
— http://ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru)
— http://rustest.ru
Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочный.
В случае предоставления сочинения при приеме на обучение в вузыоно действительно в течение 4-х лет, следующих за годом написания сочинения.
В целях получения объективных результатов работы проверяютэксперты комиссий, созданных на муниципальном уровне.
Что нужно знать о проверке сочинений (изложений) участникам и их родителям (законным представителям)?
К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.
Требования к сочинению:
Требование № 1. Объем итогового сочинения
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требования к изложению:
Требование № 1. Объем итогового изложения
Рекомендуемое количество слов – 250 – 300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового изложения
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если изложение не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые изложения не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения (изложение):
- Соответствие теме (содержание изложения).
- Аргументация. Привлечение литературного материала (логичность изложения).
- Композиция и логика рассуждения (использование элементов стиля исходного текста).
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Для получения отметки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке и «зачет» по одному из других критериев).
Итоговое сочинение (изложение), с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения (изложения) в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2018/19 учебного года:
- «Война и мир» – к 150-летию великой книги.
- «Надежда и отчаяние».
- «Добро и зло».
- «Гордость и смирение».
- «Он и она».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (на родительском собрании этот фрагмент может прокомментировать учитель русского языка и литературы).
№ | Тематическое направление |
Комментарий |
1. | «Война и мир» – к 150- летию великой книги
|
Темы, связанные с данным направлением,предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроковзнаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовныйопыт, воплощенный в великой книге, важно поделитьсясобственными размышлениями о вечном стремлениичеловека к миру и гармонии, о причинах разлада ипоисках согласия между людьми в семейных исоциальных отношениях, о многозначности понятий«война» и «мир» и их сложном соотношении, о природеподлинного героизма и патриотизма, а также о другихвечных проблемах, неизменно находящих отклик влитературных произведениях |
2. | Надежда и отчаяние
|
В широком мировоззренческом аспекте понятия«надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены свыбором активной или пассивной жизненной позиции поотношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы |
3. | Добро и зло
|
Конфликт между добром и злом составляет основубольшинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборегероев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из темуказанного направления |
4. | Гордость и смирение
|
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетоммногозначности их смысла у людей разныхнациональностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая неотвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения |
5. | Он и она
|
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегдаволновали отечественных и зарубежных писателей,публицистов, философов. Темы сочинений данногонаправления дают возможность рассмотреть разныепроявления этих отношений: от дружбы и любви доконфликта и обоюдного неприятия. Предметомразмышления может стать и многообразиевзаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она» |