Адаптация ребенка к школе

Как помочь адаптироваться школьнику после летних каникул?

Школьники любого возраста проходят период адаптации в школе. У первоклашек этот период длится 1,5 месяца, у пятиклассников — месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большинство родителей часто считают, что этого периода нет или же он должен привыкнуть к школе за 2-3 дня, в результате чего могут возникать различные трудности психологического характера.

Чтобы процесс адаптации к школе проходил быстрее и не был таким трудным лучше заблаговременно помочь ребёнку втянуться в учебный процесс.

Режим дня. Для большинства детей важно не только количество сна, но и то, как их будят. Предложите своему ребёнку подобрать любимую мелодию в качестве будильника. Будет не лишним и обсудить распорядок дня с ребёнком, учесть его пожелания и организовать распорядок так, чтобы он получал удовольствие от каждого дня.

Сон. К шести годам большинство детей уже не спят днём, а ночной сон равен примерно 11 часам. 10-летний ребёнок в среднем спит 10 часов, а подростки 15-17 лет спят в среднем около 7,5 — 8,5 часов. Доказано, что ученики, которые высыпаются лучше учатся и меньше конфликтуют с окружающими.

Прогулки на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно необходимо проводить на свежем воздухе 3,5 часа. Ученикам средней школы — 2 часа, а старшеклассникам — 1,5 часа.

Капризы и нежелание идти в школу. Протесты на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, то позвольте ученику попасть в неловкое положение: опоздать на урок или прийти с невыполненным заданием. Замечание со стороны учителя и класса порою действуют лучше родительских наставлений.

Создайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте слишком строго хороших оценок. Встречая ребёнка после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки он получил, а что интересного узнал и что больше всего понравилось. Для нас важно создать такую среду, где дети воспринимали бы обучение не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный и увлекательный процесс познания.

 

Как пробудить в ребёнке желание учиться?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Мы подготовили несколько рекомендаций, которые помогут в формировании мотивации к учебе.

1. Создавайте настрой на учёбу Ребёнок должен садиться за выполнение домашнего задания спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место.

2. Поддерживайте увлечения ребёнка Поощряйте все положительные интересы ребенка. Если есть интерес к чтению —побывайте на поэтических вечерах, обсудите прочитанные книги. Попробуйте поучаствовать и организовать для ребенка активность по интересующей его теме, а затем поделитесь друг с другом своими впечатлениями.

3. Вдохновляйте примерами великих людей Изучайте истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов, которые являются примером постоянного самообучения.

4. Отвечайте на все вопросы Не игнорируйте вопросы ребёнка, даже если они кажутся вам наивными или бесполезными. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим.

5. Учитесь вместе с ребёнком Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое, например, вы можете вместе посмотреть образовательные ролики и документальные фильмы.

6. Хвалите и правильно критикуйте Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений (вместо «Ты подготовился плохо!» лучше сказать «Давай вместе попробуем разобрать то, что у тебя не получилось») или эмоций (вместо «Я так и знала, что ты опять подведёшь меня» лучше сказать «Все совершают ошибки, главное знать как не допустить их вновь, давай с тобой это обсудим»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.

7. Освободите ребёнка от лишнего Знать всё невозможно. Если подростку совсем неинтересна химия, то не стоит требовать достижения идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. При этом углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Мотивация к обучению требуется много сил и времени. Показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного. Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ УВЕРЕН В СЕБЕ?

              Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Эти 12 способов помогут вам решить проблему неуверенности вашего ребёнка:

1. Любовь и принятие

Безусловная любовь – основа для того, чтобы ребенок вырос уверенным в себе человеком.

2. Акцентируйте внимание на сильных сторонах, исправляйте недостатки

Не стоит зацикливаться на недостатках. Ребенок должен чувствовать себя способным развиваться . Помогите ему увидеть свои сильные стороны.

3. Не решайте проблемы за ребенка при первой трудности

Ребенку можно оказывать какую-либо помощь, но решать свои проблемы он должен самостоятельно.

4. Позвольте ребенку принимать решения

Помогите ребенку научиться принимать решения, например, сначала вы можете предоставить ему два варианта на выбор. Позволяя своему ребенку делать здоровый выбор, вы также учите его брать ответственность за свои решения.

5. Поощряйте и развивайте таланты ребенка

Определите, в чем талантлив ваш ребенок, и развивайте его способности.

6. Давайте ребенку ответственность

Поручайте ребёнку небольшие задания, которые он сможет выполнить. Не забывайте похвалить его, когда он сделает порученное дело хорошо.

7. Хвалите ребенка, когда он этого заслуживает

Не стоит хвалить ребенка за каждую мелочь, но если он приложил усилия и справился с задачей или делает что-то правильно в течение долгого времени, похвалите его.

8. Научите ребенка позитивному самовнушению

То, что мы себе говорим каждую минуту, сильно влияет на нашу самооценку и уверенность в себе. Если ребенок считает, что может справиться с каким-либо делом, его шансы на успех значительно возрастают.

9. Ставьте перед ребёнком реалистичные цели

Цели должны соответствовать возрасту ребёнка, например, для школьника реалистичной целью будет являться «закончить четверть без троек», «научиться играть на гитаре».

10. Позвольте ребенку принимать собственные поражения

Научите ребенка быть эмоционально гибким и спокойно принимать победы и поражения. Скажите, что иногда терпеть поражение – это нормально, и в следующий раз он может выиграть, если постарается.

11. Будьте хорошим примером для подражания

Разберитесь со своими проблемами, с самооценкой и уверенностью в себе и станьте для ребенка хорошим примером для подражания.

12. Поощряйте ребенка к выражению своих чувств

Уверенный в себе ребенок может выразить свои чувства, не испытывая при этом дискомфорта и не проявляя излишней эмоциональности или агрессии. Научите его сохранять спокойствие в трудных ситуациях.

Как развить в ребёнке самостоятельность?

1. Сделайте его ответственным за то, что он делает.

Дайте ему простые задания, которые он в состоянии выполнить без вашей помощи.

2. Избегайте излишней опеки.

Не вмешивайтесь в дела ребенка, даже если, по мнению родителей, он делает что-то неправильно или слишком долго. Позвольте ребенку обращаться к вам, когда нужна помощь, не вмешивайтесь, когда об этом не просят.

3. Иногда позволяйте ему принимать свои собственные решения.

Дайте ребенку немного свободы в таких незначительных действиях, как выбор одежды, перекуса или последовательности своих действий.

4. Проявляйте эмпатию.

Ребенок учится быть самостоятельным, не стоит ругать или наказывать его, даже если он не справился с заданием. Необходимо быть рядом без осуждений, чтобы поддерживать и помогать, если он просит о помощи.

5. Не придавайте огромного значения неудачам. 

Дети будут терпеть неудачи и ошибаться. Дайте вашему ребенку знать, что он мог бы сделать лучше, но не вспоминайте о его провале, акцент на неудаче может повлиять на самооценку.

6. Научите решать проблемы самостоятельно. 

Не важно, школьные проблемы или проблемы с друзьями, братьями, сестрами, пусть ваш ребенок знает, что есть проблемы, которые только он может решить. Помогайте ему, давайте советы, если он просит вас об этом, но не решайте за него.

7. Установите распорядок дня.

Ребенку тяжело принимать решения, если все вокруг происходит спонтанно. Наладьте режим дня, чтобы ребенок знал, что он должен делать в определенный день и в определенное время.

8. Расскажите ребенку, что в мире не все однозначно, что есть компромиссы, приоритеты.

Эти знания помогут ему делать лучший выбор, принимать самое выгодное решение, а также расставить свои собственные приоритеты.

9. Не забудьте про похвалу.

Если ребенок выполнил дело самостоятельно, без напоминаний, то, что обещал сделать, обязательно скажите ему, что вы очень гордитесь им. Позитивная отдача – самое главное в формировании личности ребенка.

Как реагировать на злость ребенка?

1. Не огрызайтесь. С подростком необходимо говорить спокойным и медленным тоном, ваш подросток, скорее всего, сделает то же самое, потому что эмоции заразительны. Вы можете рассказывать подростку, что неправильно кричать во время разговоров, но если вы сами срываетесь и кричите, он будет повторять ваше поведение.

2. Возьмите паузу. Если беседа приобретает агрессивный характер, то не стоит её продолжать. Стоит сказать: «Давай немного позже продолжим наш разговор в спокойной обстановке».

3. Слушайте. Старайтесь внимательно слушать ребенка и признавать его чувства. Если говорите подростку «это не так уж серьёзно», «просто смирись с этим», то вы обесцениваете чувства своего ребёнка— он ощущает себя неуслышанным. Если не можете внимательно слушать прямо сейчас, попросите отложить разговор и скажите, когда вы будете свободны.

4. Ведите себя с подростком, как со взрослым. Не применяйте в вашей беседе властный тон, не отстаивайте жестко свою позицию. Можно начинать беседу так: «Я говорю с тобой как с рассудительным спокойным человеком…». Убедитесь, что предоставляете ребенку самостоятельность и возможность делать вещи, соответствующие его возрасту.

5. Установите пределы гнева. Подросток должен знать, что ненормально проявлять агрессию, когда он расстроен. В случае таких проявлений он должен быть привлечен к ответственности, например, попросить прощения, если причинил кому-то боль.

6. Предложите несколько конструктивных вариантов эмоциональной разрядки. Например, физическая активность, прослушивание музыки и пр. Такие предложения нужно высказывать, когда подросток спокоен, расслаблен и готов вас выслушать.

Нужно ли делать уроки вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что в современных российских школах увеличилась учебная нагрузка, а вслед за ней и объем домашних заданий.    Родители, уставшие накануне нового учебного дня слышать о том, что нужно еще выучить стихотворение, подготовить поделку к уроку труда и отчаянно пытающиеся вспомнить, как же решаются уравнения, ежедневно задаются вопросом – помогать ли своему ребенку с домашней работой? Не будет ли это способствовать развитию безответственности и несамостоятельности?

Конечно, на первых порах домашнее задание с ребенком делать просто необходимо, чтобы научить ребёнка правильному оформлению тетрадей, красивому письму, чтобы приучить к ответственности за порученное дело, чтобы показать значимость домашней работы, но при этом постепенно подводить его к самостоятельной работе.

Основная функция домашнего задания — это развитие самостоятельных учебных умений.

До каких же пор нужно сидеть с ребёнком? Пока не научится самоорганизации! К концу 3 класса дети уже самостоятельно делают все уроки, кроме сложных проектов. Здесь помощь нужна и в последующих классах. При приготовлении домашних заданий с ребенком очень важно не решать за него, а учить его думать, направлять его мысли, подводить к самостоятельному решению задач.

Важно понять, из каких соображений вы хотите помочь ребенку.  Родители готовы сделать за своего ребенка все домашние задания в силу собственного перфекционизма – допустить мысль о том, что ребенок не справится, сделает что-то не так невозможна, нужно, чтобы все было идеально, чтобы учитель не смог упрекнуть в том, что ребенок не успевает по программе. Или бывает, что взрослым не хочется тратить время на «разжевывание» материала, проще решить примеры за ребенка, и заняться своими делами.

В таких случаях к 6-7 классу у родителей не хватает знаний, так как программа усложняется и пропадает возможность помогать. Ребенок не умеет учиться самостоятельно, успеваемость сразу снижается, подросток протестует.

Домашнее задание для детей – это не только закрепление навыка, полученного на уроке, но и отличная возможность для того, чтобы внести в детско-родительские отношения гармонию и понимание.

В первую очередь, ваш малыш должен знать, что он всегда может обратиться к вам за помощью и поддержкой. Это не значит, что вы все будете делать за него, но означает, что у ребенка есть надежный тыл, что ему готовы прийти на помощь.

Важно запастись терпением. Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка, тем более, воздействовать на него физическими способами или угрожать лишить его прогулок или гаджетов в случае, если он не справится.

Создайте вместе с ребенком рабочую атмосферу, чтобы его ничего не отвлекало. Ребенок может сначала самостоятельно выполнить задания по предметам, с которыми справляется хорошо и которые ему интересны, оставив на потом то, что сложнее.

По поводу самих заданий – не давайте готовых ответов, откройте возможность для размышлений и дискуссии, но без давления.

Будьте рядом, но не вмешивайтесь без необходимости, не «стойте над душой».

Не ругайте за ошибки, вы можете указать на них, и предложить вместе подумать, как их исправить. И, конечно, поощряйте за любые успехи, ведь это в разы повышает мотивацию и уверенность в собственных силах.

Через некоторое время вы сможете уделять урокам все меньше внимания, так как ребенок научится самостоятельно выполнять свои задачи.

«Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить».

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

​​Семь правил успешной борьбы с детскими комплексами

Никогда не оставляйте ребенка один на один с его комплексами. Покажите, что его неудачи беспокоят вас не меньше, чем его самого, но вы знаете: из любой ситуации есть выход.

Доверие к родителям — залог безопасности ребёнка

Для обеспечения безопасности очень важно, чтобы дети доверяли родителям. Если такого контакта нет, ребенок начнет искать его на стороне, и этим вполне могут воспользоваться преступники, обычно разыгрывающие роль добрых людей, «с пониманием» относящихся к проблемам ребенка.

Не только выслушивайте детей, но и вызывайте их на разговоры. Обычно дети охотно откликаются на рассказы родителей о своем детстве, дают комментарии, задают вопросы, по которым становится понятно, что их тревожит, как они реагируют на разные ситуации. Если ребенок в затруднительных обстоятельствах поступил правильно, обязательно его за это похвалите. Если же он растерялся и допустил ошибку, не ругайте, а объясните, в чем она состояла и чем могла ему грозить.

Помимо всего прочего, такие доверительные беседы помогут вам определить границы, в которых уже можно предоставлять свободу вашему ребенку, а в какой области он еще нуждается в повышенном надзоре и опеке. И, конечно, важно подавать детям хороший пример.

Старайтесь и сами соблюдать правила безопасности и не проходите мимо чужого ребенка, попавшего в беду.

​​Мой ребенок не отлипает от телефона. Что делать?
               Жизнь многих детей сейчас почти полностью посвящена гаджетам. Если в семье появляется смартфон/планшет, то будьте готовы к тому, что ребенок будет есть, параллельно собирая в игре кристаллики; писать вам сообщения в соцсети, находясь в соседней комнате; засыпать с телефоном в руке и так далее.
                  Детям до 2 лет психологи вообще не рекомендуют взаимодействовать с телефоном, а после

 аккуратно и в дозированных количествах. Но эти правила мало кто может соблюдать, особенно, если срочно нужно готовить ужин, а ребенок требует игрушку. Но отбирать телефон у ребёнка тоже нельзя, будет только хуже.
     Во-первых, вы станете врагом номер один и потеряете контакт со своим ребёнком.
     Во-вторых, гаджеты — это часть современной жизни, которую трудно игнорировать, и нельзя об этом забывать. Лишая ребенка телефона, вы лишаете его возможности коммуникации со сверстниками.
          Вот несколько рекомендаций, которые помогут отучить ребёнка от гаджетов:
— Договоритесь о «свободных зонах» Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами.
— Старайтесь всё доказывать своим примером Если ребёнку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем собирать капусту в «Весёлой ферме». Вы — главный пример для детей.

— Предлагайте альтернативу времени, проведенного с гаджетом Телефон не даёт ребёнку «реального мира», предложите сыну или дочери заняться чем-то таким, чего телефон дать не может. Это может быть готовка, лепка, поход, занятие спортом.

Быть родителем — это тяжелый не только физический, но и эмоциональный труд. Однако не все могут себе в этом признаться.
Подростки хотят дольше оставаться вне дома и проводить со своими сверстниками больше времени. Поэтому они готовы спорить и даже обманывать родителей, особенно если думают, что те ведут себя несправедливо.
​​Уважаемые родители!
В нашем регионе сложилась неблагополучная ситуация с вирусными заболеваниями. Минздрав выпустил памятку, где расписано, как вести себя людям с симптомами ОРВИ.
Вот, что рекомендуют для детей:
• Оставить ребенка дома, не отправлять в детский сад или школу.
• Строго выполнять рекомендации медицинских работников по диагностике и лечению заболевания. Ни в коем случае не заниматься самолечением.
• Необходимо позвонить в единую службу «122» или в call-центр Вашей поликлиники для дистанционной консультации с медицинским работником.
• В случае ухудшения состояния необходимо позвонить в службу скорой помощи по номеру «103».
ВАЖНО!
Не стоит самостоятельно лечить ребенка антибиотиками. Антибиотики могут быть назначены только врачом-педиатром и только в случае наличия показаний.
В памятке подробно расписано, как действовать, если заболел привитый, непривитый, пожилой человек, человек с хроническими заболеваниями. Если вам это актуально, памятку можно посмотреть на сайте Минздрава https://static0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/059/203/original/pamyatka_amb_covid19_250122.pdf?1643175558

​​ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, КОТОРЫЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ АКТИВНО ОКАЗЫВАЮТ ЭКСТРЕННУЮ ПОМОЩЬ

1. Бюджетное учреждение «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

г. Омск, проспект Мира, 165А

Телефон: 8 (3812) 777-779

www.гцппмсп.рф

2. Бюджетное учреждение Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

г. Омск, Комсомольский городок, д. 14

Телефон: 8 (3812) 36-08-77

www.центрпмсс.рф

3. Казенное учреждение «Центр поддержки семьи»

г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13

Телефон: 8(3812) 45-14-48

www.familyomsk.ru

4. Центр защиты материнства «Нечаянная радость»

г.Омск, ул.Гусарова, 30, кв.4

Телефон: (3812) 95-59-79; 8-913-684-38-58

www.цзм-радость.рф

 

 

Детский телефон доверия.

8-800-2000-122 круглосуточно

Звонок бесплатный и анонимный!